четверг, 17 июля 2014 г.

Вернувшись с "Агоры"...

Посмотрела видео скайп-дискуссии участников курса "Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие" (часть1 и часть2) Захотелось для себя зафиксировать некоторые моменты.

1. Все мы разные, у каждого человека свой опыт, своя профессиональная траектория развития. Ни один курс, автором которого является другой человек, не может со 100% точностью оправдать личные ожидания каждого участника, особенно если речь идет о массовых курсах, где участвует большое количество людей. Даже в малых учебных группах, где идет стандартная подготовка по общей программе и есть необходимость строго соответствать требованиям преподавателя, на выходе каждый ученик получает что-то свое, в большей или меньшей степени усвоив ту или иную тему. Коннективистский курс отказывается от любых ограничений со стороны преподавателя в пользу полной свободы действий слушателя в процессе обучения, доверяя ему руководить процессом собственного обучения согласно своих целей, желаний, способностей, технических и других возможностей. Более того, автор курса, не гуру, не наставник, а такой же равноправный участник курса, как и все остальные, со своими целями обучения и со своим видением темы, не пытаясь надвязывать ее другим, а лишь делает ее открытой для других, как входную точку - первое соединение в процессе самостоятельного построения собственной сети.

2. Коннективисткий курс предполагает, что человек находясь в непрерывном потоке безграничной и постоянно обновляемой информации современного мира вовсе не должен всего лишь подключаться к нему время от времени для получения новых знаний, при этом каждый раз чувствуя себя новичком, а расшириться/продлить себя в этот поток, образовав в ней свою внешнюю сеть по принципу нейронной сети, которая будет реагировать на любые его импульсы ответной реакцией, а также посылать новые сигналы, вовремя сообщая о любых изменениях и новшествах. Эта внешняя сеть может начаться всего лишь из нескольких основных узлов - источников информации или розрастись до размеров глобальной паутины. Это зависит от тех масштабов, который человек может себе позволить в силу личных
особенностей или профессиональных интересов. Обучение в коннективистском курсе - это не локальное событие во времени, это процесс, который длится столько, сколько потребуется самому человеку для того, чтобы усвоить то, за чем он пришел.

3. В дискуссии было высказано предположение, что для коннективисткого курса нужна более высокая степень формальной образованности, например магистерская степень. Лично мне помогает разобраться в принципах коннективизма не магистратура, а мировозренческая позиция, позволяющая отличать классические ньютоновские представления об устройстве мира (линейная логика АВ - у всего должно быть начало и конец, развитие по прямой (план) и последовательная причинно-следственная связь, стремление к стабильности, желание владеть прогнозами, иметь гарантии предсказуемости, для того чтобы процессом можно было управлять, план для достижения цели и т.д) от постнеклассических представлений, которым свойственны системное мышление, нелинейная логика, непрогнозируемость, непредсказуемость, парадоксы, инсайты, многополярность, многовариантность, хаос и т.д. Подробнее почитать об этом можно туттут, тут, и тут или найти что-нибудь свое, в интернете много информации на эту тему. Такие знания не преподают в университете (во всяком случае, там где я училась), я узнала об этом в рамках неформального образования и самообучения. 

4. Поскольку в коннективистском курсе речь идет о сложноорганизованной сети, важным для понимания остается момент распределенного знания, который лишь временами упоминается, чаще Иваном Травкиным. Я поискала в интернете примеры использования распределенного знания и нашла интересную статью о биоэтике, в которой ссылаются на второй тип производства знаний (Т2) по принципу сети. Цитаты: "Концепция Т2 обращает внимание на то обстоятельство, что знание производится не только в науке, но и во всей сложно организованной социальной сети, воспринимающей научные идеи, накапливающей и применяющей их. Каждый из социальных агентов, участвующий в этом процессе, производит свое собственное, специфическое знание, которое позволяет, с одной стороны, более эффективно выполнять именно его функции, а с другой стороны - более успешно включаться в кооперацию с другими агентами". "Т2 Аналитический аппарат позволяет по-новому истолковать неразрывную связь знания, понимания и умения ..., с точки зрения единства, покоящегося на множестве и по организационному разнообразию форм получения", "Оно не просто описывает те или иные аспекты реальности, но и имманентно включает себя в удвоенную рефлексию" "Рефлексия на способы производящего знание субъекта на себя является формой его собственного производства. Тем самым одновременно с производством знаний, производится и его производящий субъект. Причем не важно какого он числа: единственного или множественного. Знание производится как индивидами, так и общностями (фирмами, лабораториями и т.д.) " Эта статья помогла мне разобраться с практическим применением сети в системе знаний. 

5. В еще одной статье по этой же теме, я нашла забавное совпадение: участники скайп-диалога упоминали ассоциацию с базаром, в статье также есть похожая метафора: древнегреческой Агоры - рыночной площади городов-полисов, где проводились полемические собрания. По периметру Агоры располагались гос.учреждения, а центр города, где собирался демос, олицетворял открытое пространство для свободного высказывания. По мнению автора статьи, переосмысление современной науки сегодня происходит в символической Агоре, в которую входят государственные, частные, политические и экономические интересы, возникающие в любом месте, где есть потребность в обсуждении и согласовании интересов. Так что, похоже придется привыкать к "базару", если хочешь в чем-то разобраться, главное не забывать во всей этой беспорядочной кутерьме разных взглядов и мнений, зачем ты здесь и что, в конечном итоге, желаешь получить. 

6. Субъективное: должна сказать, что Иван произвел на меня большое впечатление самообладанием и умением отстаивать свое понимание принципов коннективизма в условиях слишком провокативных, на мой взгляд, высказываний, со стороны экспертного состава участников курса. С нетерпением жду обещанных в диалоге публикаций. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий