пятница, 12 апреля 2013 г.

Открытые образовательные ресурсы


Знакомство с открытыми образовательными ресурсами (ООР) я начала с просмотра видео-роликов Константина Бугайчука, где он очень доступно рассказывает об основных моментах появления и использования ООР.

Если коротко, то по инициативе ЮНЕСКО, стали создаваться специальные ресурсы, открывающие доступ к обучению всем желающим, чтобы реализовать право каждого человека на получение образования в любой точке земного шара.

По определению из аналитической записки за 2011 год об ООР и правах интеллектуальной собственности, "ООР – это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тесты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям (Atkins, Brown and Hammond, 2007, с. 4).
Главным в этом определении, является положение о том, что ресурсы должны быть “размещены в свободном доступе, либо выпущены с лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку”.

Меня заинтересовала информация о том, какие там размещены обучающие курсы из России и Украины, захотелось посмотреть, что они из себя перставляют. Константин упоминал в своем видео о двух учебных заведениях из Украины, так они там и остались. Мне тоже понравились интересные уроки Винницкой гимназии 17. Вот, например, урок по психологии: "Я в цьому світі". 


В материале Иркутского государственного университета я нашла 603 статьи психологической тематики. Широкий охват тем: от обучения психолога до узкоспециализированных тем. Не все материалы даны полностью. Некоторые просто отсканированы. В основном статьи 2000 - 2005 года и это заметно и по тематике и по стилистике статей.

МГУ Ломоносова достаточно широко представил классику. Отличная подборка (1766 статей по психологии: Лурия, Ялом, Юнг, Фрейд, Эльконин, история психологии, детская психология, консультирование, тренинги, психотерапия) для студента 1-2 курса психологического факультета. Но к сожалению, почитать эти книги у меня не получилось. Вероятно нужно регистрироваться на сайте или выполнять другие условия, чтобы это сделать. В общем на практике, не такая уж открытая оказалась информация. Впрочем, эти книги есть в свободном доступе для скачивания в сети.

Южно Федеральный Университет - ссылка оказалась не рабочей. Тамбовский ГТУ, единственный представил полнотекстные и хорошо читаемые статьи, но очень мало и узкой специализации. Одним словом, не удалось мне обрести новые знания с помощью этих курсов. Непонятным также пока остался и принцип добавления открытых образовательных ресурсов в каталог ЮНЕСКО. Может просто не увидела, где размещены условия на сайте.

Для открытых образовательных ресурсов существует система лицензирования Creative Commons которая устанавливает права на использование информации ООР.

На мой взгляд, это удобная система, хотя многие относятся к ней скептически: одни из-за того, что не верят вообще в соблюдение авторских прав, а другие - потому что не видят смысла в свободном распространении информации.

Но для курирования подобное лицензирование очень удобно, потому что пометка о лицензировании в материале как бы легализирует его использование для других.  Это как предварительно подписанный договор между автором и куратором: считаешь этот материал полезным - пользуйся, пожалуйста, выполнив несложные условия. Я уважаю твой труд и забочусь о том, чтобы у тебя не было сомнений по поводу подлинности материала и моего авторства, и ты уважаешь мой труд, указывая мое имя, ссылку, не искажаешь содержания и не применяешь его в коммерческих целях. Так мы сотрудничаем.

По-моему, это верный путь. Как бы получается, что это лицензирование - некая форма общественного соглашения по соблюдению авторских прав, которая, образно говоря, делит всю информацию в сети на "белый контент" - с лицензией, и "серый" контент - без лицензии. Каждый может решить для себя стоит ли ему лицензировать свой ресурс и каким контентом пользоваться. Получить лицензию не сложно. Я без каких либо трудностей установила значок лицензии на свой блог (смотрите справа вверху).

Там же на сайте лицензирования существует поисковая система, которая позволяет находить информацию с лицензиями, что бывает очень удобно, например, при подборке изображений для блогов.

OpenCourseWare - еще одна специализированная поисковая система по ООР. Сразу же нашла 100 курсов по психологии американских и не только ВУЗов. Самым популярным оказался курс по психологии Университета Массачусетс, Бостон, который исследует природу отношений, убеждений и ценностей, оказывающих влияние на поведение индивидуумов. 

Также есть еще так называемые хранилища информации для открытого обучения. На одном из них я даже нашла статью о том, как изучение психологии с помощью открытых курсов помогло опытному финансисту справиться с тяжелым стрессом.  В хранилище медицинской открытой информации информации психологической тематики очень мало.

Очень понравилось мне Open Courseware хранилище Массачусетского технологического института. В нем представлены несколько тысяч курсов по психологии. Курсы оформлены интуитивно понятно: сразу видны описание, план, лекции, задания, дополнительные материалы. То есть даже без сопровождения преподавателя очень легко разобраться с материалом. Изучать курс можно без регистрации  и его  действительно можно считать открытым. 

В поисковом ресурсе AgEcon можно найти полнотекстные научные статьи и исследования. Как-то сразу привлекла внимание статья о Парадоксах психологии и о том, как обмен знаниями сводит к минимуму иррациональное и нелогичное поведение в организации.

Еще один открытый образовательный ресурс: Оpentapestry. Удобная классификация разделов ресурса, я нашла по психологии 15 курсов. Интеграция с профилями в соц.сетях, что упрощает регистрацию.  Вот например, курс по нейропсихологии

Константин Бугайчук обратил мое внимание в своей статье, посвященной открытым образовательным ресурсам, на русскоязычный ресурс «OpenCourseWare по-русски», целью которого является поддержка ООР в русскоязычном Интернете. На этом ресурсе переводятся иностранные курсы, а также есть возможность размещать курсы русскоязычных университетов и преподавателей. Для этого нужно связаться с администраторами ресурса и получить всю необходимую информацию. Там есть отдельный раздел, посвященный психологии, но мне почему-то не удалось открыть страницу с лекциями. Но уже то, что такой ресурс есть в русскоязычном сегменте интернета - хорошая новость. 


На мой взгляд, идея открытых образовательных ресурсов очень интересная, хотя немаловажен правильный подход к их оформлению и публикации. Как минимум, нужно понимать, что в них нужно размещать не все подряд, что есть в наличии университетов или преподавателей, а с пониманием их основной миссии: что если их найдет человек, который действительно захочет с помощью них чему-то научиться, чтобы он мог это сделать хотя бы технически беспрепятственно. Чтобы обучаемый, не имея возможности оценить актуальность информации на подобных курсах, не тратил свое время на давно не актуальные темы, а изучал современные подходы, осваивал новое понимание, имел шанс применить полученные знания и умения в жизни и с благодарностью сказать: об этом я узнал на открытых курсах и это мне пригодилось. 













Комментариев нет:

Отправить комментарий